Каталог
Перейти

Федеральный закон о теплоснабжении.

Проект версия Совета Федерации

от 16 июля 2004 г

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ

Принят Государственной Думой  <____> _______________ 2004 года

Одобрен Советом Федерации       <____> _______________ 2004 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы  отношений в сфере  теплоснабжения в Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию и контролю в области теплоснабжения, права и обязанности субъектов теплоснабжения,  потребителей тепловой энергии и иных лиц, участвующих в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о теплоснабжении

1. Законодательство Российской Федерации о теплоснабжении основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере теплоснабжения федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере теплоснабжения, в случаях, установленных федеральными законами.

 

Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе

      Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

Теплоноситель - вещество, применяемое для передачи тепловой энергии по тепловым сетям, а также для непосредственного использования потребителем;

Тепловая энергия - вид энергии, характеризуемой температурой и давлением теплоносителя, численное значение которой равно его теплосодержанию;

Система теплоснабжения - совокупность взаимосвязанных технических устройств, обеспечивающих снабжение потребителя(лей) тепловой энергией от источника(ков) тепла через тепловую сеть;

Теплоснабжение-  предпринимательская деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергией (теплоносителем), в том числе деятельность по их производству и (или) передаче и (или) купле-продаже;

Потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию для оказания в жилых зданиях коммунальных услуг горячего водоснабжения, центрального отопления и вентиляции, либо для потребления на собственных теплопринимающих энергоустановках, присоединенных непосредственно или через собственные тепловые сети к тепловым сетям теплоснабжающей или теплосетевой организации;

Теплоснабжающая организация - коммерческая организация, осуществляющая, наряду с  реализацией потребителям и (или) другим теплоснабжающим организациям тепловой энергии, производство тепловой энергии и (или) передачу по собственным тепловым сетям произведенной либо приобретенной тепловой энергии;

Теплосетевая организация - коммерческая организация, оказывающая теплоснабжающим организациям услуги по передаче тепловой энергии через технические устройства тепловых сетей, принадлежащих ей на праве собственности или иных законных основаниях;

Единый закупщик - организация,создаваемая в целях формирования конкурентных условий обращения тепловой энергии и осуществляющая для реализации указанных целей деятельность по купле-продаже тепловой энергии и диспетчерскому управлению работой системы теплоснабжения;

Субъекты теплоснабжения - лица, осуществляющие деятельность в сфере теплоснабжения, в том числе производство и передачу тепловой энергии, реализацию тепловой энергии, организацию диспетчерского управления системой теплоснабжения и купли-продажи тепловой энергии (в том числе теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, организации, оказывающие услуги единого закупщика);

Услуги по передаче тепловой энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным обязательным требованиям и направленных на обеспечение передачи тепловой энергии по тепловым сетям.

Услуги по коммерческому учету тепловой энергии - деятельность по сбору и (или) предоставлению данных об объемах производства, передачи и потребления тепловой энергии, установке и обслуживанию приборов учета тепловой энергии;

Предельные уровни цен (тарифов) на тепловую энергию - система максимальных значений ценовых ставок, в пределах которых осуществляются расчеты за тепловую энергию, мощность и теплоноситель.

 

Статья 4. Основные принципы организации отношений в сфере теплоснабжения

Основными принципами государственной политики при организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

обеспечение качественного и надежного снабжения тепловой энергией потребителей,  надлежащим образом исполняющих свои обязательства перед субъектами теплоснабжения;

обеспечение доступности тепловой энергии для потребителей;

свобода экономической деятельности в сфере теплоснабжения и единство условий обращения тепловой энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами;

соблюдение баланса экономических интересов субъектов теплоснабжения и потребителей тепловой энергии;

использование рыночных отношений и введение элементов конкуренции для повышения эффективности и снижения стоимости поставки тепловой энергии, повышения ответственности поставщиков за надежное и качественное теплоснабжение;

обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций  в сфере теплоснабжения, ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов теплоснабжения;

планирование развития и оптимизация функционирования систем  теплоснабжения;

обеспечение государственного регулирования, в том числе ценового, деятельности субъектов теплоснабжения, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей;

обеспечение приоритетного значения  местного самоуправления в организации теплоснабжения поселения и развитии рыночных отношений в сфере теплоснабжения;

стимулирование повышения энергетической эффективности и энергосбережения в сфере теплоснабжения.

 

 

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти

 

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации относятся:

разработка и реализация государственной политики в области теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии Российской Федерации;

установление правил заключения и исполнения публичных договоров в сфере теплоснабжения, а также разработка типовых договоров соответствующих видов;

установление правил теплоснабжения, обязательных для исполнения субъектами теплоснабжения и потребителями тепловой энергии;

установление основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) и правил государственного регулирования цен (тарифов), включая  перечень условий, являющихся основанием для изменения тарифов и порядок изменения тарифов на тепловую энергию;

установление порядка отмены решений органов исполнительной власти и  органов местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий;

установление стандартов раскрытия информации при установлении  тарифов на тепловую энергию;

установление правил организации торговли тепловой энергией с участием единого закупщика;

утверждение порядка разработки, требований к содержанию и критериев оптимизации схемы теплоснабжения поселений, порядка раскрытия информации при проведении публичных обсуждений схемы теплоснабжения,  порядка обновления и доработки схемы теплоснабжения а также требований к организации, разрабатывающей схему;

определение перечня исходной информации для разработки схемы теплоснабжения, обязательной для представления субъектами теплоснабжения и потребителями;

установление порядка проведения публичных конкурсов на инвестиционные проекты в сфере теплоснабжения;

распределение между федеральными органами исполнительной власти полномочий в области государственного регулирования и контроля в теплоснабжении, а также координация их деятельности;

утверждение порядка принятия решений по вопросам, касающимся экономически оправданного перехода отношений, возникающих по поводу обращения тепловой энергии в рамках отдельной системы теплоснабжения, из состояния, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного рынка тепловой энергии. 

2. К полномочиям Правительства Российской Федерации или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти относятся:

контроль за исполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований законодательства Российской Федерации о теплоснабжении;

установление методик и порядка расчета тарифов на тепловую энергию, а также методических указаний и порядка расчета предельных долгосрочных тарифов для источников, работающих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

установление правил технологического присоединения к тепловым сетям теплосетевых и теплоснабжающих организаций;

утверждение методик по установлению платы за технологическое присоединение к тепловым сетям теплосетевых и теплоснабжающих организаций;

утверждение методик по установлению нормативов потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и общежитиях;

установление порядка определения органами местного самоуправления  размера расходов теплоснабжающих организаций, связанных с предоставлением льгот и субсидий по оплате коммунальных услуг и подлежащих компенсации за счет средств бюджета поселения;

установление требований к форме и содержанию обосновывающим материалам к проектам в сфере теплоснабжения, в том числе по вопросам безопасности,  водо- и топливоподготовки, водо- и топливопоставки, экологии, обеспеченности необходимой инфраструктурой, ремонта и содержания оборудования, экономического обоснования проекта;

установление требований к форме и содержанию обосновывающих материалов об осуществлении экономически оправданного перехода отношений, возникающих по поводу обращения тепловой энергии в рамках отдельной системы теплоснабжения  из состояния, характеризующегося  отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного рынка тепловой энергии;

антимонопольное регулирование и контроль;

лицензирование отдельных видов деятельности в сфере теплоснабжения;

контроль и надзор в сфере теплоснабжения.

3. В рамках осуществления полномочий, предусмотренных настоящей статьей, федеральные органы исполнительной власти вправе:

направлять юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения предписания о совершении действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о теплоснабжении, о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о теплоснабжении, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров, обязанность заключения которых предусмотрена законодательством Российской Федерации о теплоснабжении;

направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о теплоснабжении;

запрашивать и получать от субъектов теплоснабжения информацию, необходимую при осуществлении полномочий в сфере теплоснабжения;

рассматривать жалобы субъектов теплоснабжения и потребителей о нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных субъектов теплоснабжения и потребителей;

применять меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о теплоснабжении и осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

обращаться с исками в суд, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации о теплоснабжении.

Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по государственному регулированию и контролю в теплоснабжении в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

2. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся:

разработка топливного баланса субъекта Российской Федерации для целей теплоснабжения;

создание условий для реализации инвестиционных программ в сфере  теплоснабжения на территории субъекта Российской Федерации;

осуществление государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления законодательства о теплоснабжении;

временное осуществление всех или части полномочий по организации теплоснабжения в границах поселения по взаимному соглашению с органами местного самоуправления;

принятие решений по экономически оправданному переходу отношений, возникающих по поводу обращения тепловой энергии в рамках отдельной системы теплоснабжения из состояния, характеризующегося  отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного рынка тепловой энергии и частичному или полному прекращению государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.

3. В рамках осуществления полномочий, предусмотренных настоящей статьей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе:

направлять органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения предписания о совершении действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о теплоснабжении, о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о теплоснабжении, в том числе об устранении их последствий;

рассматривать жалобы субъектов теплоснабжения и потребителей на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных субъектов теплоснабжения и потребителей;

запрашивать и получать от субъектов теплоснабжения информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными в соответствии с настоящим Федеральным законом;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о теплоснабжении.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления

1. К полномочиям органов местного самоуправления  по организации теплоснабжения в границах поселения относятся:

создание условий для установления эффективной системы отношений в сфере теплоснабжения поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

организация разработки, утверждение и создание условий для реализации схемы теплоснабжения поселения, проведение конкурсов по выбору организации, осуществляющей разработку и сопровождение схемы теплоснабжения поселения; организация конкурсов инвестиционных проектов в сфере теплоснабжения с целью повышения эффективности и надежности функционирования системы теплоснабжения поселения и снижения стоимости тепловой энергии для потребителей;

осуществление полномочий в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

установление нормативов потребления тепловой энергии при отсутствии приборов учета;

согласование вывода тепловых энергоустановок из эксплуатации в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии;

введение в поселении коммерческой диспетчеризации работы источников тепловой энергии и тепловых сетей и определение сроков ее введения; содействие организации единого закупщика;

внесение предложений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по экономически оправданному переходу отношений, возникающих по поводу обращения тепловой энергии в рамках отдельной системы теплоснабжения, из состояния, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного рынка тепловой энергии, по частичному или полному прекращению государственного регулирования тарифов на тепловую энергию;

внесение предложений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по установлению единого размера платы за технологическое присоединение к распределительным тепловым сетям всех теплоснабжающих и теплосетевых организаций поселения.

2. В рамках осуществления полномочий, предусмотренных настоящей статьей, органы местного самоуправления вправе:

запрашивать и получать от субъектов теплоснабжения информацию, необходимую им для осуществления ими своих полномочий в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными в соответствии с настоящим Федеральным законом;

рассматривать жалобы субъектов теплоснабжения и потребителей на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных субъектов теплоснабжения и потребителей;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о теплоснабжении.

ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

 

Статья 8.  Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения

1. Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основании следующих принципов:

обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии на основе доступности тепловой энергии;

обеспечение экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов теплоснабжения, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов);

использование методов тарифного регулирования, стимулирующих снижение издержек регулируемых организаций;

установление и применение тарифов с учетом необходимости развития систем теплоснабжения;

обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о расчете и установлении тарифов на тепловую энергию в соответствии со стандартами раскрытия информации при установлении тарифов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

2. При установлении тарифов в качестве обосновывающего материала в обязательном порядке учитывается схема теплоснабжения поселения.

3. Государственному регулированию в сфере теплоснабжения подлежат следующие виды цен:

предельные (максимальные) уровни цен (тарифов) на поставляемые в условиях отсутствия конкуренции тепловую энергию, теплоноситель и предоставляемую тепловую мощность;

предельные (максимальные) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии;

   сбытовые надбавки теплоснабжающих организаций;

   плата за поддержание  резервной мощности источника тепловой энергии (тепловой сети);

   плата за технологическое присоединение источников тепловой энергии (теплопринимающих энергоустановок) к тепловым сетям;

   тарифы на услуги единого закупщика;

тарифы на услуги по осуществлению коммерческого учета тепловой энергии.

Перечень регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, работ и услуг в теплоснабжении определяются по соглашению сторон и государственному регулированию не подлежат.

4. Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в теплоснабжении и правилами государственного регулирования цен (тарифов).

Основы ценообразования могут предусматривать, в том числе, возможность применения к предельным уровням тарифов понижающих коэффициентов (или их предельных значений) в отношении потребителей, способствующих снижению затрат на теплоснабжение организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в том числе за счет равномерного режима потребления тепловой энергии, специальных мероприятий или покупки у организации, владеющей источниками тепловой энергии с комбинированной выработкой, одновременно тепловой и электрической энергии.

5. Предельные уровни цен (тарифов) устанавливаются на основе сочетания методов экономически обоснованных затрат, метода аналогов и метода анализа конъюнктуры рынка тепловой энергии, метода экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала.

6. Указанные в пункте 3 настоящей статьи цены (тарифы) и (или) их предельные уровни устанавливаются, как правило, на срок не менее трех лет и подлежат ежегодной индексации в зависимости от изменения экономических условий деятельности в сфере теплоснабжения в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в теплоснабжении и правилами государственного регулирования цен (тарифов).

7. По ходатайству органов местного самоуправления или организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, допускается установление предельных уровней тарифов на срок окупаемости инвестиционных проектов, участником которых является соответствующая организация, если схема теплоснабжения поселения рассчитана на срок не меньший, чем срок окупаемости указанных инвестиционных проектов. В этом случае, по требованию прочих субъектов теплоснабжения данного поселения, им также может устанавливаться тариф на тот же срок.

8. Снижение фактических затрат теплоснабжающей (теплосетевой) организации в течение срока действия предельного тарифа установленного в соответствии с  пунктами 6 и 7 настоящей статьи, не может быть основанием для снижения предельного уровня тарифа в течение периода регулирования, установленного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. Не допускается изъятие либо учет при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования дополнительной прибыли или убытков, полученных организацией за счет снижения затрат в предыдущий период действия предельных уровней цен (тарифов).

9. Предельные уровни цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность, теплоноситель) устанавливаются раздельно для каждого источника тепловой энергии.

Производители тепловой энергии вправе самостоятельно осуществлять распределение расходов, связанных с производством тепловой и электрической энергии, в целях установления в соответствии с действующим законодательством  и настоящим Федеральным законом тарифов на  электрическую и тепловую энергию.  

10. Предельные уровни тарифов на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются отдельно для всей совокупности магистральных и отдельно для всей совокупности распределительных тепловых сетей в пределах каждой системы теплоснабжения, при этом для каждой теплосетевой организации определяется величина необходимой валовой выручки от деятельности по передаче тепловой энергии, которая должна быть оплачена теплоснабжающими организациями.

11. Плата за поддержание  резерва мощности  источника тепловой энергии (тепловой сети) определяется на основе затрат теплоснабжающей (теплосетевой) организации на поддержание в работоспособном состоянии тепловых сетей (тепловых мощностей) в случае, если потребитель прекратил покупку тепловой энергии, но не осуществил отсоединение от тепловой сети теплоснабжающей (теплосетевой) организации  принадлежащих ему теплопринимающих энергоустановок.

12. Тариф на услуги по осуществлению коммерческого учета тепловой энергии устанавливается для каждого поселения на основе совокупных затрат организации, выигравшей конкурс, проведенный органом местного самоуправления, на установку, обслуживание, поверку, ремонт и замену приборов, обеспечивающих  общедомовой суммарный учет расхода тепловой энергии в многоквартирных домах, общежитиях и бюджетных учреждениях, перечень которых установлен в условиях конкурса.

13. Стоимость тепловой энергии для потребителя (тариф на поставляемую в условиях отсутствия конкуренции тепловую энергию) определяется как суммасредневзвешеннойстоимости производства и покупки тепловой энергии теплоснабжающей организацией, стоимости услуг по передаче тепловой энергии по магистральным и распределительным сетям, сбытовой надбавки или стоимости услуг единого закупщика, стоимости услуг по осуществлению коммерческого учета и платы за поддержание резерва мощности источника тепловой энергии (тепловой сети).

14. По инициативе теплоснабжающих организаций возможно снижение (в том числе временное) стоимости тепловой энергии для потребителя в рамках установленных предельных тарифов. Решение по снижению тарифов (в том числе временному) принимается теплоснабжающими организациями и не требует согласования с органами государственной власти в области государственного регулирования тарифов.

15. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты коммунальных услуг и формировании бюджета субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления при установлении тарифов на коммунальные услуги и формировании бюджета поселения обязаны учитывать  цены (тарифы) на тепловую энергию, определяемые в соответствии с порядком, предусмотренным в пункте 13 настоящей статьи.

16. При установлении предельных цен (тарифов) составляется баланс тепловой энергии, мощности и теплоносителя на срок установления тарифов для каждого поселения. Основой составления теплового баланса являются схемы теплоснабжения поселений.

17. Плата за технологическое присоединение к тепловым сетям теплоснабжающей либо теплосетевой организации должна компенсировать расходы  указанных организаций, связанные с проведением мероприятий по технологическому присоединению.  

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается регулирующими органами в соответствии с методиками, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и техническими условиями на присоединение к тепловым сетям. По ходатайству органов местного самоуправления, размер платы за технологическое присоединение к распределительным тепловым сетям может устанавливаться единым для всех теплоснабжающих и теплосетевых организаций поселения.

Статья 9. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения

1. Регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в порядке, устанавливаемом правилами государственного регулирования цен (тарифов), утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

      2. Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения:

утверждает нормативные и методические документы по установлению тарифов в сфере теплоснабжения;

осуществляет согласование нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на исполнение надзорных функций, требующих дополнительных затрат на обеспечение их выполнения, а также учитывают  их в методические документы по установлению тарифов в сфере теплоснабжения;

определяет порядок рассмотрения разногласий в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо поселений, субъектами теплоснабжения и потребителями, а также размер и порядок оплаты сбора за  рассмотрение указанных разногласий;

рассматривает разногласия в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, субъектами теплоснабжения и потребителями и принимает решения, обязательные для исполнения указанными лицами;

      осуществляет контроль за применением тарифов в сфере теплоснабжения.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения:

устанавливает тарифы, перечисленные в пункте 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, в соответствии с нормативными и методическими документами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;

составляет баланс тепловой энергии (мощности, теплоносителя)  каждого поселения;

по взаимному соглашению с органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, передает им полномочия по регулированию тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного поселения, либо на услуги по передаче тепловой энергии и на установление платы за технологическое присоединение к тепловым сетям в случае, если право собственности на указанные источники и тепловые сети не принадлежит поселению или если они переданы в долгосрочное управление (долгосрочную аренду) независимым операторам;

рассматривает разногласия в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, возникающие между органами местного самоуправления, субъектами теплоснабжения и потребителями и принимает решения, обязательные для исполнения указанными лицами;

осуществляет контроль за применением регулируемых им тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе за правильностью проведения конкурсов на закупку топлива, материалов и оборудования;

осуществляет контроль за соответствием законодательству Российской Федерации решений, принимаемым органами местного самоуправления во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию.

4. Орган местного самоуправления, по взаимному соглашению с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, устанавливает тарифы на тепловую энергию (за исключением производимой источниками, работающими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного поселения, либо на услуги по передаче тепловой энергии и на установление платы за технологическое присоединение к тепловым сетям в случае, если право собственности на указанные источники и тепловые сети не принадлежит поселению или если они переданы в долгосрочное управление (долгосрочную аренду) независимым операторам.

5. Решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые ими с превышением полномочий, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, а также решения органов местного самоуправления, принятые во исполнение переданных им в соответствии с настоящей статьей полномочий и противоречащие законодательству Российской Федерации о государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения или принятые с превышением предоставленной им компетенции, подлежат отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Проведение органами регулирования цен (тарифов) проверок размера и правильности применения регулируемых цен (тарифов) может осуществляться не чаще чем один раз в два года.

Статья 10. Порядок и условия отмены государственного регулирования тарифов в теплоснабжении

 

1. Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию осуществляется в сферах, функционирование которых происходит в условиях  постоянного отсутствия конкуренции.

В случае возможности осуществления экономически оправданного перехода отношений, возникающих по поводу обращения тепловой энергии в рамках отдельной системы теплоснабжения,  из состояния, характеризующегося  отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного рынка тепловой энергии, органы местного самоуправления по согласованию с органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулированию тарифов вправе принять решение о  частичном или полном прекращении регулирования тарифов на тепловую энергию.

В этих целях органы местного самоуправления либо заинтересованные организации направляют проект акта органа местного самоуправления об отмене  государственного регулирования  тарифов и обосновывающие материалы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, который в срок не позднее двух месяцев должен дать официальное заключение о возможности частичного или полного прекращения регулирования тарифов на тепловую энергию в соответствии с законодательством Российской Федерации о конкуренции.

В случае получения отрицательного заключения, органы местного самоуправления либо заинтересованные организации вправе обжаловать заключение в антимонопольный орган. Предписание о прекращении регулирования тарифов на тепловую энергию, выданное федеральным антимонопольным органом, является обязательным для исполнения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

2. Требования к форме и содержанию обосновывающих материалов для осуществления экономически оправданного перехода в состояние конкурентного рынка тепловой энергии устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

3. В случае получения положительного заключения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулированию тарифов, органы местного самоуправления вправе принять акт, определяющий сроки частичного или полного прекращения государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.

4. После принятия органами местного самоуправления указанного акта, он направляется в орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, который в двухмесячный срок принимает решение о частичном или полном прекращении регулирования тарифов на тепловую энергию на территории данного поселения с указанием срока, принятого в акте органа местного самоуправления.

 

ГЛАВА IV. РАЗВИТИЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

 

Статья 11.  Основы организации развития теплоснабжения

1. Организация развития теплоснабжения поселения осуществляется органами местного самоуправления с целью удовлетворения спроса на тепловую энергию и обеспечение экономически эффективного, качественного и надежного теплоснабжения.

2. При организации развития теплоснабжения соблюдаются следующие принципы:

обеспечение баланса экономических интересов потребителей и субъектов теплоснабжения за счет определения наиболее эффективного способа обеспечения потребителей тепловой энергией;

обеспечение баланса экономических интересов различных субъектов теплоснабжения и потенциальных инвесторов;

создание стимулов для надежного и наиболее эффективного функционирования и развития сферы теплоснабжения в целом;

обеспечение экономической обоснованности затрат на теплоснабжение потребителей;

выбор направлений развития сферы теплоснабжения и инвестиционных проектов на конкурсной основе;

обеспечение открытости и доступности для потребителей, субъектов теплоснабжения и потенциальных инвесторов информации об экономическом и техническом состоянии и перспективах развития субъектов теплоснабжения, инвестиционных проектах в сфере теплоснабжения.

3. Формирование и реализация стратегии развития сферы теплоснабжения поселения осуществляется на основе схемы теплоснабжения поселения, разработка и утверждение которой является обязательными для каждого поселения.

4. В схеме теплоснабжения поселения устанавливаются в том числе:

перечень и этапы применения организационных, технических и экономических мер по обеспечению надежного теплоснабжения и топливоснабжения в целях теплоснабжения наиболее экономичным способом;

перспективный баланс тепловой энергии;

консолидированные планы развития субъектов теплоснабжения;

расчет  динамики тарифов для регулируемых видов деятельности;

перечень и описание инвестиционных проектов в сфере теплоснабжения (основные характеристики, сроки реализации, источники финансирования), получивших положительное решение на конкурсе инвестиционных проектов;

направления и этапы создания организационных, технических и экономических условий для конкуренции в сферах производства тепловой энергии,  поставки топлива для целей теплоснабжения, оказания услуг, реализации инвестиционных проектов, а также в иных сферах деятельности, непосредственно связанных с теплоснабжением;

программа оснащения жилья и бюджетных организаций приборами учета и обоснование необходимого для нее тарифа на услуги коммерческого учета тепловой энергии;

перечень и сроки присоединения теплопринимающих энергоустановок (источников тепловой энергии) потребителей и субъектов теплоснабжения, которые, в соответствии со схемой теплоснабжения должны быть присоединены к сетям теплоснабжающих либо теплосетевых организаций.

Порядок разработки, требования к содержанию и критерии оптимизации схемы теплоснабжения поселений, а также требования к организации, разрабатывающей схему, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. В целях разработки схемы теплоснабжения субъекты теплоснабжения, потребители и инвесторы обязаны по запросу организации, разрабатывающей и сопровождающей схему теплоснабжения поселения, в срок не более 1 месяца представить необходимую информацию.

Перечень необходимой информации для разработки схемы теплоснабжения и обязательной для представления субъектами теплоснабжения и потребителями определяется Правительством Российской Федерации.Непредоставление указанной информации рассматривается как нарушение принципов раскрытия информации и организация, допустившая нарушения, несет ответственность  в соответствии с антимонопольным законодательством.

6. Процесс разработки и согласования схемы теплоснабжения поселения является открытым и предусматривает организацию публичных слушаний и обсуждений предложений к схеме с участием в нем представительного органа местного самоуправления, субъектов теплоснабжения, потребителей, поставщиков топлива, независимых экспертов и населения соответствующего поселения, а также представителей регулирующих органов.

При наличии неустранимых разногласий по проекту схемы теплоснабжения окончательное решение по содержанию схемы принимает глава поселения. Перечень разногласий и обоснование причин их отклонения прилагается к проекту схемы теплоснабжения.

Порядок раскрытия информации при проведении публичных обсуждений схемы теплоснабжения устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Согласованный с субъектами теплоснабжения, инвесторами, крупными потребителями проект схемы теплоснабжения передается в органы регулирования тарифов в качестве одного из обязательных документов, представляемых при установлении тарифов.

8. Органы регулирования обязаны при установлении тарифов обосновать изменение тарифов относительно заявленных на основе аргументированных изменений, вносимых в представленную схему теплоснабжения.

9. Согласованная с органами регулирования тарифов схема теплоснабжения утверждается актом органа местного самоуправления.

10. После утверждения схемы теплоснабжения допускается ее ежегодное обновление и доработка в связи с появлением новых субъектов теплоснабжения либо потребителей, проведением конкурсов инвестиционных проектов, других изменений условий теплоснабжения поселения. Порядок обновления и доработки схемы теплоснабжения устанавливается Правительством Российской Федерации.

 11.Финансирование разработки и дальнейшего сопровождения Схемы теплоснабжения осуществляется из тарифов на тепловую энергию.

 12. Схема теплоснабжения является основанием для обязательного (в соответствии с указанными в схеме техническими условиями и сроками) технологического присоединения источников тепловой энергии и потребителей к тепловым сетям теплоснабжающих и теплосетевых организаций, одним из инструментов гарантирования инвесторам (в соответствии с указанными в схеме параметрами и сроками реализации инвестиционных проектов) заключения договоров для осуществления поставки,  передачи или теплоснабжения в соответствии с тарифами, установленными регулирующими органами.

 

Статья 12. Особенности организации конкуренции проектов в сфере теплоснабжения

1. Органы местного самоуправления (или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации) ежегодно проводят публичный конкурс на инвестиционные проекты в сфере теплоснабжения. На конкурс выставляются все заявленные инвестиционные проекты в сфере теплоснабжения, независимо от степени их согласования, соответствующие единым требованиям к обосновывающим материалам к проекту в сфере теплоснабжения.

При проведении публичного конкурса проектов органы местного самоуправления вправе провести конкурс на разработку проекта в соответствии с  определенными техническими и экономическими условиями, установленными схемой теплоснабжения, а также торги на право заключения инвестиционного соглашения.

Инвестиционный проект в сфере теплоснабжения не может быть согласован органами местного самоуправления без положительного решения, полученного на публичном конкурсе инвестиционных проектов

2. Порядок информирования заинтересованных сторон, проведения публичных конкурсов на инвестиционные проекты в сфере теплоснабжения, порядок определения состава конкурсной комиссии, порядок и правила принятия решения, порядок их обжалования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Обязательными  критериями, учитываемым при  принятии решений по одобрению инвестиционных проектов на публичном конкурсе является повышение надежности, эффективности и  качества теплоснабжения потребителей и (или) снижение стоимости тепловой энергии для потребителей.

4. В случае, если в рамках конкурса проектов принимается решение о реализации проекта, который означает прекращение другого проекта, предусмотренного схемой теплоснабжения,  решение об одобрении проекта по результатам конкурса, может быть принято только после того, как с инвестором прекращаемого проекта будет согласован механизм компенсации ущерба, возникающего в результате прекращения проекта. 

5. Для обеспечения объективности отбора проектов, конкурс проектов проводится как неотъемлемая часть процесса разработки и ежегодной корректировки схемы теплоснабжения поселения.

 

Статья 13. Инвестиционные соглашения в сфере теплоснабжения

1.  Инвестиционные соглашения в сфере теплоснабжения заключаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в коммунальной сфере с учетом требований настоящего Федерального закона.

2. Инвестиционные соглашения в сфере теплоснабжения заключаются на срок, который не может быть менее срока окупаемости инвестиционного проекта, определенного в соглашении.

3. Одной из сторон инвестиционного соглашения в сфере теплоснабжения вправе выступать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в области регулирования тарифов, который обязуется в течение срока действия соглашения устанавливать предусмотренные соглашением тарифы или соблюдать предусмотренный договором и не противоречащий законодательству Российской Федерации порядок установления тарифов на товары и услуги, реализуемые инвестором или уполномоченными им лицами потребителям в ходе исполнения инвестиционного договора.

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в области регулирования тарифов может быть признано судом незаконным по требованию инвестора в случае, если такое решение принято с нарушением условий инвестиционного соглашения, стороной которого является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в области регулирования тарифов.

Порядок учета условий инвестиционных соглашений в сфере теплоснабжения при установлении тарифов устанавливается Правительством Российской Федерации в основах ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) и правилах государственного регулирования цен (тарифов).

4. По окончании срока действия инвестиционного соглашения в сфере теплоснабжения, инвестор имеет преимущественное право заключения договора на использование имущества, созданного, реконструированного, модернизированного или использованного в ходе исполнения инвестиционного соглашения на основании договора аренды, договора доверительного управления имуществом или иных видов договоров.

5. Торги на право заключения инвестиционного соглашения осуществляются в рамках публичного конкурса инвестиционных проектов, проводимого в соответствии с положениями статьи 12 настоящего Федерального закона.

Органы местного самоуправления обязаны учитывать условия инвестиционных соглашений в сфере теплоснабжения, в том числе, условия о сроках и технических условиях присоединения к тепловым сетям, в схеме теплоснабжения поселения.

6. При досрочном расторжении инвестиционного соглашения в сфере теплоснабжения по требованию органа государственной власти субъекта Российской федерации или органа местного самоуправления, инвестору должны быть полностью возмещены все экономически обоснованные затраты, понесенные им при заключении, исполнении и расторжении инвестиционного соглашения.

В состав затрат, которые должны быть компенсированы инвестору при досрочном расторжении инвестиционного соглашения, включаются, в том числе, суммы денежных средств, затраченных инвестором на осуществления перехода или возникновения прав на объекты недвижимого имущества по соглашению (сбор за государственную регистрацию прав и обременений недвижимого имущества, услуги независимых оценщиков, аудиторов, независимых экспертов и иных организаций).

ГЛАВА V. ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПОТРЕБИТЕ СУБЪЕКТОВ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

 

Статья 14.  Регулирование доступа к тепловым сетям

 

1. Лицо, владеющее источником тепловой энергии или теплопринимающей энергоустановкой, имеет право на их технологическое присоединение к тепловым сетям, принадлежащим теплоснабжающей и (или) теплосетевой организациям, за исключением случев:

присоединения источника тепловой энергии, технологическое присоединение которого не предусмотрено схемой теплоснабжения. Присоединение такого источника может быть осуществлено на основании предписания органа  местного самоуправления в случае угрозы возникновения дефицита тепловой энергии в рамках отдельной системы теплоснабжения;

присоединения теплопринимающей энергоустановки, не предусмотренной Схемой теплоснабжения и условия присоединения которой повлекут возникновение дефицита тепловой энергии.  

Технологическое присоединение осуществляется на основании публичного договора о технологическом присоединении к тепловым сетям и носит однократный характер.

2. Неотъемлемой частью договора о технологическом присоединении к тепловым сетям являются технические условия, разрабатываемые теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к сетям которой осуществляется присоединение. Технические условия разрабатываются в соответствии со схемой теплоснабжения поселения и должны обеспечить присоединение энергоустановок наименее затратным  способом.

Технические условия должны предусматривать обязательную установку приборов учета тепловой энергии.

3. Технические условия выдаются по запросу присоединяемого лица и оформляются как приложение к предварительному договору между указанным лицом и теплоснабжающей или теплосетевой организацией. В предварительном договоре устанавливаются обязательства сторон по заключению в течение двенадцати месяцев с момента заключения предварительного договора, на основании требования лица, заинтересованного в присоединении, договора о технологическом присоединении. 

Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если в течение двенадцати месяцев с момента его заключения лицо, заинтересованное в присоединении, не потребует заключения договора о технологическом присоединении.

4. Договор о технологическом присоединении заключается в соответствии с техническими условиями, определяемыми предварительным договором, при наличии соответствующего требования лица, заинтересованного в присоединении. В договоре устанавливаются обязательства сторон по осуществлению присоединения в двухлетний срок (если иное не установлено договором) и выполнению возникающих в связи с этим финансовых обязательств сторон.

5. В случаях присоединения теплопринимающей энергоустановки к тепловым сетям  теплосетевой организации, сторонами предварительного договора и договора о технологическом присоединении являются также теплоснабжающая организация, непосредственно или через тепловые сети теплосетевых организаций поставляющая тепловую энергию в тепловые сети, к которым осуществляется присоединение, а также теплосетевые организации, владеющие сетями, обеспечивающими передачу тепловой энергии от теплоснабжающей организации в тепловую сеть, к которой осуществляется присоединение.

6. В случае присоединения к тепловой сети источников тепловой энергии, теплосетевая организация обязана в двухнедельный срок после заключения предварительного договора, а затем договора о присоединении уведомить все теплоснабжающие организации, обеспечивающие поставку тепловой энергии в эти тепловые сети, о заключении соглашения (договора о технологическом присоединении) и указанных в технических условиях технических характеристиках присоединяемого источника.

7. Плата за технологическое присоединение к тепловым сетям теплоснабжающей либо теплосетевой организации взимается однократно.

8. Строительство тепловой сети, необходимой для осуществления присоединения,  выполняется лицом, заинтересованным в присоединении, если иное не предусмотрено договором о технологическом присоединении к тепловым сетям. Не допускается понуждение лица, построившего тепловую сеть, необходимую для присоединения принадлежащих ему энергоустановок к тепловым сетям теплоснабжающей или теплосетевой организации, к безвозмездной передаче этой организации построенной тепловой сети.

9. Технологическое присоединение энергопринимающих установок потребителей к тепловым сетям, требующее увеличения мощности источников тепловой энергии, а также технологическое присоединение источника тепловой энергии или энергопринимающих установок потребителей, требующее увеличения пропускной способности тепловой сети, осуществляется при соблюдении одного из следующих  условий:

технологическое присоединение происходит в соответствии со сроками и техническими условиями, предусмотренными схемой теплоснабжения, и (или) увеличение мощности источника тепловой энергии или пропускной способности тепловой сети в соответствующие сроки предусмотрено при установлении тарифов на тепловую энергию;

лицом, заинтересованным в присоединении принадлежащих ему источника тепловой энергии или теплопринимающей энергоустановки к тепловой сети, обеспечивается проведением энергосберегающих мероприятий,  компенсирующих необходимое увеличение мощности источников тепловой энергии или пропускной способности тепловой сети (в том числе, в форме оплаты соответствующих расходов потребителей тепловой энергии, теплосетевых, теплоснабжающих организаций);

лицо, заинтересованное в присоединении к тепловой сети, обязуется оплатить проведение работ по увеличению мощности источников тепловой энергии или пропускной способности тепловой сети, в том числе совместно с другими заинтересованными лицами.

 10. В случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 9 настоящей статьи,  расходы, понесенные лицом, заинтересованным в присоединении, должны быть возмещены теплоснабжающей или теплосетевой организацией в срок, определяемый по соглашению с лицом, оплатившим проведение соответствующих работ. Указанный срок не может превышать десять лет с момента осуществления технологического присоединения.

Средства, необходимые для возмещения указанных затрат на присоединение, должны быть учтены при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.

11. Если увеличение мощности источников тепловой энергии и (или) пропускной способности тепловой сети, необходимое для присоединении энергоустановок, не было предусмотрено в схеме теплоснабжения и (или) при установлении тарифов на тепловую энергию, но осуществляется за счет теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации - владельцев указанных источников и (или) сети, то в договоре о технологическом присоединении к тепловым сетям должен быть определен срок, в течение которого лицо, которому принадлежат присоединяемые энергоустановки, обязуется приобретать тепловую энергию у таких организаций или пользоваться их услугами по передаче тепловой энергии. Если технологическое отключение энергоустановок произошло ранее такого срока, указанное лицо обязано выплатить организации, оплатившей увеличение мощности источников тепловой энергии и (или) пропускной способности тепловой сети, компенсацию в размере остаточной стоимости оборудования, которое было установлено при присоединении (если иной порядок расчета компенсации не определен договором о технологическом присоединении).

 12. Порядок осуществления технологического присоединения энергоустановок к тепловым сетям, порядок разработки и согласования технических условий присоединения (включая требования к условиям, порядку заключения и исполнения предварительного договора); а также порядок технологического отключения энергоустановок от тепловых сетей устанавливаются правилами технологического присоединения к тепловым сетям, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

13. Существенные условия договора о технологическом присоединении устанавливаются в правилах заключения и исполнения публичных договоров в сфере теплоснабжения, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

 

Статья 15. Организация отношений потребителей с теплоснабжающими и теплосетевыми организациями

 

1. Потребители приобретают тепловую энергию у теплоснабжающих организаций на основе договора теплоснабжения, который является публичным.

В соответствии с договором теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю тепловую энергию надлежащего качества, а потребитель обязуется оплачивать полученную тепловую энергию, а также обеспечивать соблюдение согласованного в договоре режима потребления и надлежащую эксплуатацию принадлежащих ему теплопринимающих энергоустановок, используемых для получения тепловой энергии по данному договору.

Правила, установленные в параграфе 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям сторон по договору теплоснабжения в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

2. Договор теплоснабжения заключается между потребителем и теплоснабжающей организацией, к тепловым сетям которой присоединена теплопринимающая энергоустановка потребителя,  или обеспечивающей непосредственно или через тепловые сети теплосетевых организаций поставку тепловой энергии  в тепловые сети теплосетевой организации, к  которым присоединен потребитель.

Потребитель не может заключить договор теплоснабжения с теплоснабжающей организацией, тепловая энергия которой поступает потребителю через сети другой теплоснабжающей организации, за исключением случаев, указанных в настоящем Федеральном законе.

3. Теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю, теплопринимающая энергоустановка которого присоединена к её тепловым сетям или к тепловым сетям теплосетевой организации, в сети которой непосредственно или через тепловые сети других теплосетевых организаций поставляет тепловую энергию данная теплоснабжающая организация, в заключении договора теплоснабжения за исключением случаев, когда:

условия договора теплоснабжения не соответствуют техническим условиям присоединения потребителя к тепловым сетям в части максимальной присоединенной тепловой нагрузки;

теплоснабжающая организация может поставить тепловую энергию потребителю только через тепловые сети другой теплоснабжающей организации (непосредственно или через сети теплосетевых организаций);

теплоснабжение потребителя не было предусмотрено схемой теплоснабжения и (или) при установлении тарифов на тепловую энергию и заключение договора теплоснабжения повлечет невозможность исполнения теплоснабжающей       организацией своих обязательств по заключенным ранее договорам теплоснабжения с третьими лицами.

4. Теплоснабжающая организация при заключении договора теплоснабжения обязана самостоятельно урегулировать все отношения по передаче тепловой энергии с теплосетевыми организациями в целях обеспечения доставки тепловой энергии потребителю.

Теплосетевая организация не вправе отказать теплоснабжающей организации в заключении договора на передачу тепловой энергии по ее сетям за исключением случаев, определенных настоящим Федеральным законом.

 В случае, когда для передачи тепловой энергию потребителю тепловой энергии требуется заключение такого договора, исполнение обязательств теплоснабжающей организации по снабжению тепловой энергией потребителя на основании договора теплоснабжения может осуществляться только после заключения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии.

5. Договор теплоснабжения заключается в простой письменной форме на срок не менее трех лет. Несоблюдение письменной формы договора теплоснабжения влечет его недействительность.

6. Договором теплоснабжения может быть предусмотрено право потребителя на его досрочное расторжение в одностороннем порядке при условии уведомления другой стороны не менее чем за один год до расторжения и выполнении условий, указанных в пункте 11 статьи 14 настоящего Федерального закона. При этом сторона, которой направлено уведомление о досрочном расторжении договора теплоснабжения, вправе потребовать отсрочки расторжения договора на срок до одного года.

7. Цена в договоре теплоснабжения устанавливается по соглашению сторон в рамках установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом предельного  тарифа на тепловую энергию.

Договором теплоснабжения может быть установлена стоимость тепловой энергии для потребителя ниже, чем в договорах с сопоставимыми условиями в случаях, если потребитель:

обеспечивает снижение затрат теплоснабжающей организации на производство и передачу тепловой энергии, в том числе путем равномерного потребления тепловой энергии в течение определенного периода времени и (или) обеспечения пониженной температуры возврата теплоносителя в замкнутых системах теплоснабжения;

покупает тепловую энергию на коллекторах источника;

покупает одновременно тепловую и электрическую энергию у теплоснабжающей организации.

Цена в договоре теплоснабжения, заключаемом с потребителем, основные поставки тепловой энергии которому осуществляются в периоды минимальной тепловой нагрузки,  устанавливается в соответствии с абзацем первым настоящей статьи на период потребления тепловой энергии и в размере платы за  поддержание резерва мощности источника тепловой энергии (тепловой сети) в течение остального срока исполнения договора.

8. Правительством Российской Федерации утверждаются правила заключения и исполнения публичных договоров в сфере теплоснабжения, в которых, в том числе, устанавливаются:

существенные условия и порядок заключения договора теплоснабжения;

порядок согласования сторонами договора теплоснабжения необходимых отклонений от установленного в договоре режима потребления и допустимый объем таких отклонений;

особенности осуществления расчетов по договору теплоснабжения при отсутствии у потребителя приборов учета тепловой энергии.

 

Статья 16. Особенности организации отношений по теплоснабжению многоквартирных домов и общежитий

 

1. Договор теплоснабжения многоквартирных домов и общежитий может заключаться теплоснабжающей организацией со следующими лицами:

 лицами, являющимися собственниками данных объектов недвижимого имущества;

 лицами, представляющими интересы собственников жилых помещений в указанных домах в том числе, организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом;

лицами, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся общежития.

 При отсутствии организации, представляющей интересы собственников жилых помещений в многоквартирном доме, собственниками жилых помещений или органом местного самоуправления должно быть определено лицо, уполномоченное на заключение договора теплоснабжения в отношении такого объекта недвижимого имущества.

2. Не  допускается заключение договоров теплоснабжения с лицами, владеющими частью помещений многоквартирного дома или общежития или проживающими в отдельных квартирах. Обеспечение тепловой энергией указанных лиц осуществляется  путем оказания коммунальных услуг центрального отопления и горячего водоснабжения на основании договора оказания коммунальных услуг, заключаемым между этими лицами и лицом, представляющим интересы собственников жилых помещений в доме.

3. При отсутствии приборов учета расчеты за потребление тепловой энергии по договору теплоснабжения, заключаемому в отношении многоквартирных домов и общежитий, осуществляются по присоединенной тепловой мощности в соответствии с нормативами потребления тепловой энергии в зависимости от фактической температуры наружного воздуха, устанавливаемыми органами местного самоуправления на основании методических указаний, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

4. Существенные условия договора теплоснабжения, заключаемого в отношении многоквартирных домов и общежитий, устанавливаются Правительством Российской Федерации в правилах заключения и исполнения публичных договоров в сфере теплоснабжения.

5. Расходы теплоснабжающих организаций по договорам теплоснабжения, возникшие в связи с предоставлением субсидий и льгот населению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, возмещаются теплоснабжающим организациям органами местного самоуправления за счет средств бюджетов соответствующих поселений, включая перечисленные средства бюджетов субъекта Российской Федерации и бюджета Российской Федерации на компенсацию субсидий и льгот.

В случае если средства, предоставляемые из  бюджета поселения,  не компенсируют указанные расходы на конец текущего финансового года в полном объеме, органы местного самоуправления обязаны предоставить такую компенсацию не позднее окончания первого квартала следующего финансового года путем включения в бюджет поселения на очередной финансовый год соответствующих расходов или, по согласованию с теплоснабжающей организацией, расходы которой не были полностью компенсированы, любым иным способом.

В случае если средства, предоставляемые из бюджета поселения,  не компенсируют указанные расходы по окончании первого квартала следующего финансового года в полном объеме, органы регулирования тарифов в двухнедельный срок обязаны пересмотреть тарифы для теплоснабжающей организации, обеспечив при их изменении учет средства, необходимые  для компенсации теплоснабжающей организации расходов, возникших в связи с предоставлением субсидий и льгот населению за период времени, в течение которого указанные расходы не компенсировались за счет средств соответствующего бюджета.

6. В целях определения размера расходов теплоснабжающих организаций, подлежащих возмещению за счет средств бюджета поселения, органами местного самоуправления в отношении каждой из таких организаций составляется акт, определяющий размер расходов теплоснабжающей организации по каждому виду льгот и субсидий на конец текущего финансового года и согласованный с теплоснабжающей организацией.

Копия указанного акта направляется теплоснабжающей организации не позднее трех дней с даты его составления.

В случае если до окончания первого квартала следующего финансового года органы местного самоуправления не составили указанный акт или не согласовали его с теплоснабжающей организацией, определение объема средств для компенсации суммы расходов теплоснабжающей организации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов.

Порядок составления органами местного самоуправления актов, определяющих размер расходов теплоснабжающих организаций, подлежащих компенсации за счет средств бюджета поселения, а также порядок предоставления указанным органам информации о расходах теплоснабжающих организаций, связанных с предоставлением  льгот и субсидий по оплате коммунальных услуг, предусмотренных действующим законодательством, определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Статья 17. Особенности организации отношений по теплоснабжению бюджетных учреждений

 

1. Снабжение тепловой энергией бюджетных учреждений осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключаемого с учетом требований, установленных  бюджетным законодательством в отношении закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

        Указанные договоры заключаются бюджетными учреждениями и предусматривают снабжение тепловой энергией в объемах, соответствующих предусмотренным бюджетом расходам.

Оплата тепловой энергии, фактически потребленной бюджетными учреждениями сверх объемов, соответствующихпредусмотренным бюджетом расходов, осуществляется из средств соответствующих бюджетов.

2. При отсутствии приборов учета расчет за потребление тепловой энергии по договору теплоснабжения, заключаемому в отношении бюджетных учреждений,  осуществляется по присоединенной тепловой мощности и в соответствии с нормативами потребления тепловой энергии в зависимости от фактической температуры наружного воздуха, устанавливаемыми органами местного самоуправления на основании методических указаний, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Статья 18. Организация приборного учета в многоквартирных домах и общежитиях, бюджетных учреждениях

 

1. Установка, обслуживание, поверка, ремонт и замена приборов, обеспечивающих  общедомовой суммарный учет расхода тепловой энергии в многоквартирных домах, общежитиях и бюджетных учреждениях, осуществляется на основании договора на оказание услуги коммерческого учета тепловой энергии с организацией, выбранной по конкурсу. Конкурс проводится органом местного самоуправления на наименее затратное оказание указанных услуг для перечисленных в условиях конкурса многоквартирных домов, общежитий, бюджетных учреждений. Соответствующие затраты организации, выигравшей конкурс, учитываются при установлении тарифа на услуги коммерческого учета тепловой энергии.

2.  Тариф на услуги коммерческого учета тепловой энергии не устанавливается в отношении лица, обеспечившего самостоятельную установку приборов подомового учета расхода тепловой энергии и самостоятельно осуществляющего обслуживание, поверку, ремонт и замену приборов учета.

3. При установке потребителем приборов учета сроки начала и окончания отопительного периода в отношении указанного потребителя определяются  им самостоятельно.

 

Статья 19. Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате

 

1. В случае неисполнения потребителем своих обязательств по оплате тепловой энергии, в сроки, установленные в правилах заключения и исполнения публичных договоров в сфере теплоснабжения, если иное не установлено договором, теплоснабжающая организация вправе ограничить или прекратить подачу тепловой энергии в соответствии с правилами, установленными в настоящей статье.

2. В случае нарушения потребителем сроков оплаты тепловой энергии более чем на 1 месяц теплоснабжающая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору теплоснабжения посредством введения ограничения подачи тепловой энергии с обязательным предварительным уведомлением потребителя не менее чем за 10 дней до введения ограничения. В уведомлении также указывается срок погашения задолженности потребителем.

Допустимый объем ограничения подачи тепловой энергии для отдельных групп потребителей устанавливается в правилах заключения и исполнения публичных договоров в сфере теплоснабжения, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

3. В случае нарушения потребителем установленного в уведомлении о введении ограничения подачи тепловой энергии срока погашения задолженности, теплоснабжающая организация вправе полностью приостановить исполнение обязательств по договору теплоснабжения посредством прекращения подачи тепловой энергии с обязательным предварительным уведомлением потребителя не менее чем за 15 дней до прекращения подачи.

4. Подача тепловой энергии возобновляется после полной оплаты задолженности потребителем.

5. Ограничение подачи тепловой энергии потребителям, не исполняющим свои обязательства по оплате потребленной тепловой энергии, не должно нарушать право других потребителей на качественное и надежное теплоснабжения.

6. В случае нарушения теплоснабжающей организацией порядка приостановления исполнения обязательств по договору теплоснабжения, указанная организация обязана возместить возникшие в результате такого нарушения убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

7. В случае, когда подача тепловой энергии потребителю на основании договора теплоснабжения осуществляется через сети теплосетевой организации, действия по ограничению и прекращению такой подачи в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляются соответствующей теплосетевой организацией на основании уведомления теплоснабжающей организации, заключившей с ней договор оказания услуг по передаче тепловой энергии.

8. Приостановление исполнения обязательств по договору теплоснабжения в порядке, установленном настоящей статьей, не лишает теплоснабжающую организацию права на односторонний отказ от исполнения обязательств по указанному договору или его расторжение в порядке, предусмотренном действующим гражданским законодательством.

9. В отношении отдельных групп потребителей, определяемых  Правительством Российской Федерации, введение предварительного ограничения подачи тепловой энергии является обязательным условием для одностороннего отказа теплоснабжающей организации от исполнения своих обязательств по  договору теплоснабжения.

 

ГЛАВА VII. ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ТЕПЛОСНАБЖЕ

 

Статья 20. Особенности  правового статуса теплоснабжающих и теплосетевых организаций

 

1. Организация приобретает статус теплоснабжающей при вступлении в договорные отношения по поводу сбыта тепловой энергии хотя бы с одним потребителем; при этом на нее распространяются все положения настоящего Федерального закона, касающиеся теплоснабжающих организаций.

2. Теплоснабжающая организация обязана обеспечить:

надежную  поставку тепловой энергии потребителям, заключившим с ней договоры теплоснабжения;

поддержание соответствующего установленным требованиям качества поставляемой потребителям тепловой энергии;

минимизацию средневзвешенной стоимости тепловой энергии для всех потребителей, заключивших с теплоснабжающей организацией договоры теплоснабжения

3. Теплоснабжающая организация обязана раскрывать информацию о своей деятельности, связанной с обеспечением снабжения потребителей тепловой энергией, в том числе информацию о стоимости тепловой энергии, приобретаемой у других теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций, а также расходах, связанных с производством тепловой энергии на принадлежащих ей тепловых энергоустановках, и расходах, связанных с обеспечением передачи тепловой энергии потребителям по тепловым сетям.

 Перечень информации, подлежащий раскрытию теплоснабжающей организацией, и порядок её раскрытия определяются правилами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

4. Отношения по покупке тепловой энергии одной теплоснабжающей организации у другой регулируются договором теплоснабжения, обязательным для заключения теплоснабжающей организацией, выступающей в качестве продавца. В договоре теплоснабжения, заключаемом между двумя теплоснабжающими организациями, должны содержаться условия, определяющие:

способ определения потерь в тепловых сетях каждой организации при отсутствии приборов учета на границе тепловых сетей теплоснабжающих организаций;

обязательства по диспетчированию  режимов поставки и передачи тепловой энергии;

согласованный порядок наладки и ремонта тепловых энергоустановок и сетей;

взаимодействие организаций в чрезвычайных и аварийных ситуациях;

ответственность сторон за невыполнение условий договора, а также иные условия, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в правилах заключения и исполнения публичных договоров в сфере теплоснабжения, и по соглашению сторон. 

5. Особенности взаимоотношений организаций в сфере теплоснабжения, в том числе особенности организации диспетчирования  режимов поставки и передачи тепловой энергии, согласования порядка наладки и ремонта тепловых энергоустановок и сетей, взаимодействия организаций в чрезвычайных и аварийных ситуациях устанавливаются Правительством Российской Федерации в правилах теплоснабжения.

6. В целях обеспечения теплоснабжения потребителей, присоединенных к тепловым сетям теплосетевых организаций, теплоснабжающая организация и теплосетевые организации, через тепловые сети которой данная теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию потребителю, обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является публичным для теплосетевой организации. Теплосетевая организация не вправе отказать теплоснабжающей организации в заключении договора на передачу тепловой энергии по ее сетям, за исключением случаев, когда:

условия договора не соответствуют техническим условиям присоединения потребителей к тепловым сетям в части максимальной присоединенной тепловой нагрузки;

теплосетевая организация имеет заключенный договор оказания услуг по передаче тепловой энергии с другой теплоснабжающей организацией. В этом случае теплоснабжающая организация заключает договор теплоснабжения с той теплоснабжающей организацией, с которой заключила договор оказания услуг по передаче тепловой энергии указанная теплосетевая организация. <

Теплосетевая организация может заключить договор на оказание услуг по передаче нескольким теплоснабжающим организациям только после заключения договора между указанными теплоснабжающими организациями о взаимодействии по использованию тепловой сети указанной теплосетевой организации.

7. Обязательными условиями договора оказания услуг по передаче тепловой энергии являются:

цена договора по соглашению сторон, но не превышающая предельный уровень тарифа на оказание услуг по передаче тепловой энергии;

срок действия договора;

ответственность сторон за неисполнение условий договора;

обязательства теплоснабжающей организации по оплате услуг по передаче тепловой энергии теплосетевой организации в соответствии с величиной перераспределяемых средств, установленной регулирующим органом в соответствии с пунктом 10 статьи 8 настоящего Федерального закона;

способ определения потерь в тепловых сетях каждой организации при отсутствии приборов учета на границе тепловых сетей организаций;

порядок обеспечения доступа представителей теплоснабжающей организации, заключившей договор теплоснабжения потребителей, к тепловым сетям другой стороны договора и принадлежащим ей приборам учета в целях оценки реальных объемов потерь тепловой энергии в сетях;

обязательства по диспетчированию работы тепловых сетей;

согласованный порядок наладки и ремонта сетей;

взаимодействие организаций в чрезвычайных и аварийных ситуациях, а также иные условия, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в правилах заключения и исполнения публичных договоров в сфере теплоснабжения. 

8. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии не является публичным в отношении тепловых сетей теплоснабжающей организации. Теплоснабжающая организация вправе заключить договор оказания услуг по передаче тепловой энергии по собственным тепловым сетям с другой теплоснабжающей организацией, если сторонами достигнуто соглашение по условиям, указанным в пункте 9 настоящей статьи.

9. На потребителя тепловой энергии, осуществляющего реализацию приобретенной тепловой энергии, распространяются все положения настоящего Федерального закона,  относящиеся к теплоснабжающим организациям.

На потребителя, владеющего тепловыми сетями, к которым присоединены энергоустановки других потребителей, и не осуществляющего  реализацию приобретенной тепловой энергии, распространяются все положения настоящего Федерального закона, относящиеся к теплосетевым организациям.

 

Статья 21. Организация отношений с единым закупщиком

 

            1. При наличии технической возможности регулирования режимов работы тепловых источников и тепловых сетей и переключения направлений подачи теплоносителя, а также условий для организации конкуренции между источниками тепловой энергии в целях снижения стоимости тепловой энергии для потребителей в рамках системы теплоснабжения может быть организована торговая система, основанная на коммерческой диспетчеризации работы источников тепловой энергии единым закупщиком.

            Для подготовки введения коммерческой диспетчеризации работы источников тепловой энергии и создания единого закупщика, органы местного самоуправления в рамках разработки схемы теплоснабжения поселения определяют этапы организационных и технических преобразований, необходимых для введения коммерческой диспетчеризации, оценивают величину затрат и источники финансирования изменений.

2. Решение о наличии либо возможности создания условий для осуществления коммерческой диспетчеризации принимает территориальный антимонопольный орган на основании ходатайства, направляемого органом местного самоуправления или другими заинтересованными лицами, экспертных заключений, предоставляемых субъектами теплоснабжения, а также территориальными органами государственного энергетического надзора.

            3. Отмена или ограничение государственного регулирования тарифов на тепловую энергию в связи с организацией коммерческой диспетчеризации осуществляется в соответствии с порядком и условиями, установленными в статье 10 настоящего Федерального закона.

4. Принципы ценообразования в связи с организацией коммерческой диспетчеризации устанавливаются в соответствии с правилами организации торговли тепловой энергией с участием единого закупщика, установленными Правительством Российской Федерации.

5. Коммерческая диспетчеризация осуществляется по принципу минимизации стоимости тепловой энергии организацией - единым закупщиком тепловой энергии. Единый закупщик создается и осуществляет деятельность по купле-продаже тепловой энергии и диспетчерскому управлению работой системы теплоснабжения в соответствии с правилами организации торговли тепловой энергией с участием единого закупщика, установленными Правительством Российской Федерации.

6. Единый закупщик осуществляет покупку всей тепловой энергии, производимой всеми источниками тепловой энергии, работающими в составе системы теплоснабжения, на основании договоров поставки тепловой энергии с организациями, владеющими указанными источниками тепловой энергии.

 Обязательным условием указанного договора поставки является соблюдение  организацией, являющейся поставщиком тепловой энергии правил организации торговли тепловой энергией с участием единого закупщика, порядка подачи ценовых предложений организацией-поставщиком и других регламентов работы единого закупщика, а также отсутствия или ограничения обязательств единого закупщика по покупке определенного объема тепловой энергии по определенной цене.

7. Единый закупщик осуществляет продажу всей тепловой энергии всем потребителям тепловой энергии в рамках системы теплоснабжения. Для этого он заключает с потребителями договоры теплоснабжения в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона, а с теплосетевыми организациями - договоры на оказание услуг по передаче тепловой энергии в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.

8. Дата введения коммерческой диспетчеризации устанавливается нормативным актом поселения на основе решения о наличии условий для осуществления коммерческой диспетчеризации, принятого территориальным антимонопольным органом. 

 

Статья 22. Особенности вывода тепловых энергоустановок из эксплуатации

 

1. В целях защиты прав и законных интересов субъектов теплоснабжения, потребителей тепловой энергии и населения, субъекты теплоснабжения, владеющие тепловыми энергоустановками, непосредственно используемыми при осуществлении деятельности по производству и передаче тепловой энергии, обязаны не менее чем за 8 месяцев уведомить органы местного самоуправления о сроках и причинах вывода таких установок из эксплуатации в случаях, когда это не предусмотрено Схемой теплоснабжения поселения.

2. Орган местного самоуправления, в адрес которого направлено уведомление, вправе потребовать от владельцев тепловых энергоустановок приостановить  их вывод из эксплуатации на срок не более чем два года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии или дефицита пропускной способности на отдельных участках тепловой сети в границах соответствующего поселения.

3. В случае если в результате продолжения эксплуатации тепловых энергоустановок или тепловых сетей по требованию органа местного самоуправления владельцу тепловых энергоустановок были причинены убытки, они должны быть компенсированы за счет средств местного бюджета либо средств, включаемых для этих целей в тариф на тепловую энергию или на услуги по передаче тепловой энергии. Отказ от компенсации убытков либо отсутствие действий, обеспечивающих компенсацию убытков, является основанием для вывода тепловых энергоустановок или тепловых сетей из эксплуатации, однако не ранее трех месяцев с момента направления уведомления о возникновении убытков органу местного самоуправления.

4. В случае поступления в орган местного самоуправления уведомлений от нескольких субъектов теплоснабжения, предусматривающих одновременный вывод из эксплуатации тепловых энергоустановок или тепловых сетей, при выборе оставляемых в эксплуатации тепловых энергоустановок орган местного самоуправления должен руководствоваться принципами минимизации затрат потребителей тепловой энергии и обеспечения надежности теплоснабжения. 

5. Лица, нарушившие установленный настоящей статьей порядок согласования  вывода тепловых энергоустановок из эксплуатации, обязаны возместить убытки, причиненные поселению, а также юридическим и физическим лицам в результате такого нарушения.

6. В случае получения  уведомления о намерении вывести тепловую энергоустановку или тепловые сети из эксплуатации, органы местного самоуправления вправе потребовать от владельцев выставить это оборудование на тендерную продажу и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении таких объектов, осуществить их выкуп по цене, определенной независимым оценщиком, в целях сохранения системы теплоснабжения населения, проживающего на территории соответствующего поселения.

 

Статья 23 . Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

1.                 Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 5 статьи 15 в части требований к форме и сроку действия договора в отношении теплоснабжения многоквартирных домов и общежитий, пункта 2 статьи 16, пункта 2 статьи 19 настоящего Федерального закона.

2.                 Пункт 5 статьи 15 в части требований к форме и сроку действия договора в отношении теплоснабжения многоквартирных домов и общежитий, а также пункт 2 статьи 16, пункт 2 статьи 19настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2007 года.

 

 

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

 

 

Авторизация:
Курсы валют:
Реклама:
{{
        banner.name}}{{
        banner.name}}{{
        banner.name}}